Наши публикации

И.Л.Мамина, М.С. Рыжкова "Изменения налогового законодательства"

 

Комментарии к Федеральным законам

401-ФЗ, 405-ФЗ от 30.11.2016

«О внесении изменений в части первую и вторую

 Налогового Кодекса Российской Федерации

и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения в 1 часть НК РФ Федеральным законом 401-ФЗ от 30.11.16.

1. В п. 2 ст. 45 НК РФ внесены знаковые изменения.

Во-первых, разрешается уплачивать налоги за налогоплательщика иным лицам. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджета уплаченного за налогоплательщика налога.

Что интересно, законодатель специально предусмотрел отсутствие у налогоплательщика-физического лица облагаемого дохода по НДФЛ (п. 5 ст. 208 НК РФ) в случаях, когда за него уплатили налог (а также страховые взносы, пени, штрафы) иные физические лица. Получается, что если за физическое лицо уплатит налог юридическое лицо, либо иные физические или юридические лица заплатят налог за организацию, доход для целей налогообложения у таких налогоплательщиков - получателей выгоды, возникнет.

Во-вторых, в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ поменяли всего одно слово - вместо «организации» в тексте нормы фигурировать будут «лица». Это означает, что в судебном порядке по результатам налоговой проверки налогоплательщика налоговый орган сможет осуществить взыскание налоговой недоимки такого налогоплательщика не только с взаимозависимого юридического лица, но и с взаимозависимого физического лица. Однако закон ограничивает случаи такого взыскания. Это возможно лишь тогда, когда перечисление выручки, денежных средств, иного имущества производилось от налогоплательщика-недоимщика в пользу этих взаимозависимых лиц. Важным представляется также ограничение суммы взыскания, которое производится в пределах поступивших к взаимозависимым лицам средств.

Названные изменения вступили в силу немедленно, с даты опубликования закона, то есть с 30.11.2016.

2. Поправки в ст. 75 НК РФ устанавливают повышенный размер пени для организаций (к физическим лицам и ИП эти нововведения не относятся): за просрочку налогов до 30 календарных дней включительно – 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки), действующей в период просрочки, а начиная с 31-го календарного дня – 1/150 этой ставки, то есть размер пени в этом случае увеличен в 2 раза.

Повышенный размер пени вступит в силу с 01.10.2017 и будет применяться в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017.

3. В ст. 84 НК РФ добавлены положения, разъясняющие порядок уплаты страховых взносов после 01.01.2017 обособленными подразделениями. Сведения о наделении обособленных подразделений (включая  филиалы и представительства) полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу работников (п. 11 ст. 431 НК РФ), подлежат учету налоговыми органами на основании сообщений, предоставляемых налогоплательщиками согласно пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, начиная с 01.01.2017. Эти сообщения налогоплательщики должны предоставлять в налоговый орган по своему местонахождению в случае создания новых обособленных подразделений с наделением их функциями начисления зарплат, либо если такие полномочия передаются после 01.01.2017 имеющимся у организации «обособкам».

Правки в ст. 84 НК РФ вступают в силу с 01.01.2017.

4. Дополнительные полномочия получили налоговые органы, которые при проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам получили право требовать у налогоплательщиков сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения необлагаемых сумм и применения пониженных тарифов  страховых взносов – ст. 88 НК РФ.

Изменения вступают в силу с 2017 года.

5. Из состава контролируемых сделок (п. 4 ст. 105.14 НК РФ) исключили две группы сделок:

а) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, и не являются банками;

б) сделки по предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами.

6. Налоговый Кодекс дополнен положениями по налогообложению физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими услуги для личных нужд граждан по присмотру за детьми, больными,  репетиторству, уборке. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы, от оказания которых освобождаются от налогообложения в особом порядке на переходный период. Указанные физические лица обязаны встать на учет в налоговых органах согласно ст. 83 НК РФ. В этом случае и при условии, если они не привлекают наемных работников, их деятельность освобождается от налогообложения НДФЛ на срок 2017-2018 годы. В последующем эти налогоплательщики обязаны будут платить налоги в общеустановленном порядке.

Изменения во 2 часть НК РФ Федеральным законом 401-ФЗ от 30.11.16.

НДС.

1. Пункт 3 статьи 149 НК РФ с 01.01.2017 дополнили еще одним необлагаемым видом деятельности – «выдача поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком». При этом у налогоплательщика при наличии услуги по выдаче гарантий, поручительств возникает необходимость в ее отражении в разделе 7 налоговой декларации по НДС.

Нововведения действуют с 01.01.2017.

2. С 2017 г. услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении включены в облагаемые по 0% ставке (пп. 9. 3 п.1 ст. 164 НК РФ). Это означает, что у заказчика такой услуги не будет применяться вычет «входного» НДС.

3. С 01.07.2017 при получении налогоплательщиком бюджетной субсидии (из любых бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а не обязательно из Федерального бюджета, как это было установлено ранее) на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров, работ, услуг (с НДС), необходимо будет восстанавливать НДС (на дату получения субсидии) и учитывать этот налог в составе прочих расходов по ст. 264 НК РФ.

Поправки содержатся в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Налог на прибыль.

4. Изменился с 2017 г. порядок расчета  резерва сомнительных долгов по налогу на прибыль (ст. 266 НК РФ в новой редакции).

Если у налогоплательщика имеется перед контрагентом встречное обязательство (т.е. одновременно и дебиторская, и кредиторская задолженность), то сомнительным долгом для расчета резерва признается разница в суммах, а именно, превышение дебиторской над кредиторской задолженностью в отношении этого конкретного контрагента.

Федеральным законом № 405-ФЗ от 30.11.2016 также дополнительно отредактирован порядок расчета резерва сомнительных долгов в налоговом учете – статья 266 НК РФ.

а)           Сумма резерва в течение налогового период по итогам отчетных периодов сравнивается не с одной, а с двумя величинами: 10 % от выручки текущего отчетного периода и 10% от выручки за предыдущий налоговый период (предыдущий год), бо?льшую из которых резерв не может превышать.

Новые правила позволяют относить на затраты бо?льшую часть резерва в течение отчетных периодов (внутри года). По окончанию года резерв корректируется аналогично ранее действующей схеме: сумма резерва за год не должна превышать 10% от выручки за этот же год.

б)           Процедура расчета резерва уточнена исходя из «сальдового» метода. Если ранее налогоплательщик в своей учетной политике выбирал один из 2 способов переноса резервов из одного отчетного (налогового) периода на другой – «сальдовый метод» (на разницу) или метод сторнирования и создания резерва заново в текущем отчетном (налоговом) периоде, то по новому законодательству выбор исключается.

Изменения по Федеральному закону № 405-ФЗ от 30.11.2016 вступают в силу с 01.01.2017.

5. Налоговые убытки, начиная с  01.01.2017 по 31.12.2020, применяются налогоплательщиками для целей льготирования в особом порядке (п. 2.1 ст. 283 НК РФ): налоговая база не может быть уменьшена более чем на 50%. Такой порядок расчета относится к убыткам, полученным с 2017 года и в предыдущих налоговых периодах, начиная с 01.01.2007 (ст. 13 п.16 закона 401-ФЗ). При этом убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или полностью на следующие годы без ограничений срока переноса, то есть исключено ограничение по десятилетнему сроку переносу убытков.

6. Изменяются ставки по налогу на прибыль.

На период 2017-2020гг.:

- в федеральный бюджет зачисляется 3% (вместо 2% ранее);

- в бюджет субъекта федерации зачисляется 17% (вместо 18% ранее).

Эти изменения ст. 284 НК РФ действуют с 01.01.2017. Каким образом налогоплательщик сможет реализовать новшества с учетом уплаченных авансовых платежей по налогу по старым ставкам? Уверены, что решение этого вопроса потребует дополнительных разъяснений чиновников по заполнению налоговой декларации.

7. В отношении контролируемой задолженности (п.2 ст. 269 НК РФ) при расчете предельной величины процентов, учитываемых по налогу на прибыль в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014 (если величина контролируемой задолженности выражена в иностранной валюте), порядок применения особого курса (не превышающего курс Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 01.07.2014), ранее действующий до 31.12.2016, продлен до 31.12.2019.

Спецрежимы.

8. Несвоевременная уплата стоимости патента индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения, исключается из числа оснований, препятствующих использованию патентной системы налогообложения (ст. 346.45 НК РФ). Изменения действуют с 01.01.2017, но относятся лишь к тем патентам, которые выданы после 30.11.2016.

9. Лимит дохода для применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) увеличили с 2017 года со 120 млн. руб. до 150 млн. руб. (ст. 346.13 НК РФ).

Налог на имущество.

10. Из ст. 378.2 НК РФ исключили требование о том, что кадастровая стоимость недвижимости в целях налогообложения должна быть утверждена в установленном порядке. Кроме того, термин «дата постановки объекта на государственный кадастровый учет» изменили на «дату внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости объекта». Эти поправки снимут неопределенность в отношении момента начала применения кадастровой стоимости для целей налогообложения.

В отношении нежилых помещений, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, по тексту статьи исключили упоминание о кадастровых паспортах, заменив их на «сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости».

Изменения вступают в силу с 01.01.2017.

11. С 01.01.2018 налоговая льгота в отношении движимого имущества (п. 25 ст. 381 НК РФ) подлежит применению лишь в том случае, если будет принят соответствующий закон субъекта РФ.

Получается, если такой закон не будет принят до 2018 года субъектом РФ, то налогоплательщики автоматически перейдут на налогообложение налогом на имущество по движимому имуществу.

Мамина Ирина Леонидовна
Генеральный директор ООО "Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой"

Рыжкова Марина Сергеевна
директор департамента консалтинга ООО "Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой" 
 
 

февраль 2017 г.
Опубликовано:

Журнал "АУДИТ"  №2, февраль 2017 г.