Наши публикации

М.С.Рыжкова, С.Ю.Лагутина "Страховые взносы: новое по-старому".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения в законодательство о страховых взносах, внесенные федеральными  законами № 421-ФЗ от 28.12.2013, № 188-ФЗ от 28.06.2014; № 216-ФЗ  от 21.07.2014,  №406-ФЗ от 01.12.2014

В настоящем информационном отчете мы хотим  прокомментировать самые важные изменениях в сфере исчисления и уплаты  страховых взносов, вступившие в силу  с 1 января 2015 года. 

1. Сумму страховых взносов,подлежащую перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, необходимо определять в рублях и копейках (пп."а" п.3 ст.5 Закона №188-ФЗ). Ранее взносы уплачивались в полных рублях.

2. Изменены сроки сдачи отчетности в ФСС И ПФР. Отчетность в ФСС по форме 4-ФСС теперь необходимо сдать на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Отчетность в ПФР по форме РСВ-1 и индивидуальные сведения  теперь необходимо сдать на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Отменена обязанность уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения. Ранее  Сообщение следовало подавать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании в течение месяца со дня создания (закрытия) (п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, Письмо Минздравсоцразвития России от 09.09.2010 №2891-19).

4. Снижено с 50 до 25 минимальное число работников для обязательной подачи отчетности в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам  в ПФР и ФСС (ч.10 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). А также сведений  персонифицированного учета следует представлять в электронном виде, если численность работающих у плательщика застрахованных лиц составила 25 человек и более. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.

5. Заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов можно подать в электронной форме (ч.6,10,11 ст.26 и ч.3,5,9 ст.27 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

6. Пенсионные взносы начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам (за исключением высококвалифицированных специалистов) независимо от продолжительности трудовых отношений с такими лицами облагаются пенсионными взносами (п.1 ст.7 и п.2 ст.22.1 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ в новой редакции). На основании п.2 ст.22.1 и п.2 ст.33.1 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ в этом случае применимы тарифы в размере 22 процентов (пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10 процентов (свыше предельной величины).

Ранее необходимо было, чтобы с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года или на неопределенный срок. Данное требование с 1 января 2015 г. отменено.

7. Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы в 2015 году в ФСС РФ, составляет 670 000 рублей. Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы в ПФ РФ, в 2015 году устанавливается в размере 711 000 рублей.

Установлен новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в РФ. С 1 января 2015 года коэффициент индексации для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, устанавливается в размере 1,073, а коэффициент индексации для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, - 1,7. (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 №1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.")

Прежним остается порядок округления: сумма от 500 руб. округляется до полной тысячи, сумма менее 500 руб. отбрасывается (ч. 5, абз. 3 ч. 5.1, ч. 5.2 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

8. Ограничена не облагаемая взносами сумма выплат при увольнении:

 Согласно пп.д п.1 ст.9 Закона №212-ФЗ и пп.2 п.1 ст. 20.2 Закона №125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

С 2015 года перечень таких исключений будет расширен.

Страховыми взносами необходимо будет облагать следующие выплаты:

  • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или 6-кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

 (пп. "а" п. 3 ст. 2 и пп. "а" п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ):

Необходимо отметить, что ограничение по освобождению выплат при увольнении работников, руководящих лиц от обложения НДФЛ действует с 1 января 2012 г. (абз.8 п.3 ст.217 НК РФ).

9. Неподтверждение документами командированным работником расходов по найму жилья влечет начисление страховых взносов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Ранее при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких затрат освобождались от обложения страховыми взносами в пределах норм, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Напомним, что такие нормы согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2002 №729 определены только для организаций бюджетной сферы. Как разъяснял Минздравсоцразвития России, в отношении иных категорий организаций - плательщиков страховых взносов они не действуют. Следовательно, компенсации, выплаченные такими компаниями работникам, облагаются страховыми взносами (Письмо от 11.11.2010 №3416-19).

Однако в Письме от 26.05.2010 №1343-19 Минздравсоцразвития России приходил к иному выводу: суммы расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, могут быть освобождены от обложения страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. Отметим, что именно в этих документах компании, не относящиеся к организациям бюджетной сферы, согласно ст. 168 ТК РФ устанавливают нормы возмещения командировочных расходов. Указанная позиция получила поддержку и у арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2013 №А26-10709/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 N А49-2814/2011).

С 2015 года данный абзац из п.2 ст.9 закона №212-ФЗ исключен.

 Соответственно, в случае непредставления сотрудником документов, подтверждающих расходы по найму жилья, суммы, выплачиваемые такому сотруднику в виде возмещения расходов на жилье, необходимо будет облагать страховыми взносами.

10. Закреплены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.

С 1 января 2015 г. порядок предоставления отсрочки установлен непосредственно в указанном Законе. Отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов (пеней, штрафов) можно получить по одному и (или) нескольким видам обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии (ч.4,8 ст.18.1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Если финансовое положение плательщика страховых взносов не позволяет уплатить взносы, но предполагается, что такая возможность появится, то основанием для получения отсрочки (рассрочки) могут быть:

  • ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (п.1 ч.3 ст.18.1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);
  • непредоставление  бюджетных ассигнований или недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до получателя бюджетных средств в сумме, достаточной для своевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику взносов из бюджета в объеме, который является достаточным для своевременного исполнения обязанности по уплате взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (п.2 ч.3 ст.18.1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг (п.3 ч.3 ст.18.1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по последнему из перечисленных оснований, то кроме основной суммы задолженности плательщик страховых взносов должен уплатить проценты, исчисленные как 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ч.6 ст.18.1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). В двух других случаях проценты на сумму задолженности не начисляются (ч.5 ст. 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Для получения отсрочки (рассрочки) по взносам, уплачиваемым в бюджеты ПФР и ФФОМС, следует обращаться в территориальные органы ПФР по месту учета плательщика страховых взносов, а по взносам, уплачиваемым в бюджет ФСС РФ, - в соответствующие территориальные органы ФСС РФ (ст. 18.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

11. Выездная проверка по страховым взносам может быть продлена до четырех или шести месяцев (ч. 11.1 ст. 35 закона 212-ФЗ в ред. Закона № 188-ФЗ) при наличии следующих оснований, предусмотренных в новой ч. 11.1:

  • получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, которая свидетельствует о нарушениях законодательства о страховых взносах плательщиком и требует дополнительной проверки;
  • наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
  • проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
  • непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, необходимых для проведения проверки.

Для продления выездной проверки плательщика страховых взносов необходим мотивированный запрос, который орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий проверку, направляет в вышестоящий орган. Решение о продлении принимает руководитель вышестоящего органа или его заместитель (ч. 11.2 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Правила продления выездной проверки применимы и к повторной выездной проверке. Понятие повторной выездной проверки плательщика страховых взносов законодательно введено с 2015 г. (ч. 24 - 27 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Порядок ее проведения в целом аналогичен установленному в п. 10 ст. 89 НК РФ.

12. Уточнен период начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов: день уплаты (взыскания) просроченных сумм включается в период начисления пеней (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Следует отметить, что до 1 января 2015 г. в рассматриваемой статье период начисления пеней был определен не вполне точно. Однако Минтруд России (Письмо от 16.05.2014 №17-4/В-211)  высказывал мнение, что день уплаты страховых взносов в данном случае не учитывается. Вывод основывался на том, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной уже в день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. Соответственно, этот день не может включаться в период просрочки, и пени за него не начисляются. Однако с 1 января 2015 г. данная позиция потеряла актуальность в силу прямого указания закона.

13. Направление органом контроля в банк инкассового поручения не ограничено месячным сроком.

Согласно ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ поручение органа контроля за уплатой взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета организации или индивидуальному предпринимателю. С 1 января 2015 г. из данной нормы исключено положение о том, что поручение передается в течение месяца со дня принятия решения о взыскании.

Соответственно, решен вопрос, ранее вызывавший споры. Органы контроля нередко не соблюдали срок, установленный ч.7 ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. Плательщики страховых взносов использовали это обстоятельство для обращения в суд с целью признать взыскание недоимки незаконным. В одних случаях арбитражные суды приходили к выводу, что такие действия органов контроля нарушают положения названного Закона и интересы плательщиков взносов ( Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2014 №А34-2583/2013 (Определением ВАС РФ от 09.04.2014 №ВАС-4533/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). В других случаях суды отмечали, что месячный срок, предусмотренный ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, не является пресекательным, поэтому его нарушение не влечет признание действий по выставлению инкассовых поручений органами контроля незаконными (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 №А71-5641/2012).

Следует отметить, что в силу ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ банк обязан исполнить поручение на списание денежных средств со счета организации (предпринимателя). Кроме того, в указанном законе не установлено последствий нарушения срока направления данного документа в банк.

14. Скорректирован порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера.

До 1 января 2015 г. не облагалась страховыми взносами в ПФР и ФСС РФ оплачиваемая работодателем стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживали и работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При проведении отпуска за рубежом взносы не исчислялись также со стоимости провоза багажа весом до 30 кг от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ. С 1 января 2015 г. в соответствующие положения законодательства внесены изменения (пп.8 п.1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

В соответствии с новой редакцией пп.7 п.1 ст.9 закона №212-ФЗ, не облагаются взносами:

  • стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно,
  • стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Дополнительно установлено, что в случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Таким образом, с 2015 года из подпункта 7 п.1 ст.9 закона №212-ФЗ исключена фраза «и членов их семей», а значит сумма компенсации стоимости проезда членов семьи «северного» работника будет облагаться страховыми взносами.

Аналогичная поправка введена в пп.8 п.1 ст.20.2 закона №125-ФЗ.

Рыжкова Марина Сергеевна
Директор департамента консалтинга ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой»

Лагутина Светлана Юрьевна
Аудитор ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой»


май 2015 г.
Опубликовано:

Журнал "Аудит" №4, апрель, 2015 г.