Наши публикации

С.В.Ржанникова "Ожидаемые налоги - 2015"

 Обзор принятых и обсуждаемых  изменений законодательства в области налогообложения и обязательного страхования работников.

 

С 1 января 2015 года вступают в силу многочисленные поправки налогового законодательства. Предлагаем ознакомиться с обзором наиболее важных, по мнению аудиторов, изменений – как вступающих в силу, так и находящихся на стадии принятия.

 

Изменения порядка обложения страховыми взносами в 2015 году.

Статья 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ дополнена ч. 5.1 и 5.2, согласно которым с 2015 г. устанавливается новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов для страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физлицам. Так, на период с 2015 по 2021 гг. ее будет утверждать Правительство РФ с учетом размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента, величина которого на каждый год названного периода предусмотрена в ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. Значение данного коэффициента будет постепенно повышаться (с 1,7 в 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). В дальнейшем, т.е. с 2022 г., предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на предыдущий год, будет индексироваться (ч. 5.2 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Новинкой 2015 года станет установление различной суммы лимита для начисления взносов: в ПФР по тарифу 22 процента – 711 000 руб.; для взносов в ФСС РФ по тарифу 2,9 процента — 670 000 руб. По лимиту для взносов в ФФОМС (тариф 5,1 процента) существует неопределенность – есть вероятность полной отмены лимита облагаемой базы: по данным сайта regulation.gov.ru в настоящее время в Госдуме обсуждается законопроект, который предполагает отмену предельной величины базы для начисления взносов в ФФОМС.

При этом сами тарифы страховых взносов останутся неизменными: депутаты одобрили в первом чтении проект, предусматривающий продление действующих тарифов страховых взносов до 2017 года. Источник: www.glavbukh.ru.

НДФЛ – изменения в ставке налога с дивидендов и  порядке применения вычетов.

1. Согласно принятому закону №382-ФЗ  от 29.11.2014г.  «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» ставка НДФЛ по доходам физических лиц в виде дивидендов (пункт 4 ст. 224 НК РФ) от российских и иностранных организаций, увеличится с 9 до 13 процентов.

2. Прошел стадию общественного обсуждения законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроект, предусматривал полное освобождение от налогообложения доходов от продажи жилой недвижимости (квартира, комната, дом и т.д.) вне зависимости от сроков владения только в случае, если эта недвижимость является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика. При этом в случае продажи дома, являющегося единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика, предлагается распространить освобождение от налогообложения и на доходы от продажи земельного участка, на котором расположен этот дом.

Если у физического лица на момент продажи объекта жилой недвижимости, дачи, земельного участка находится в собственности более одного подобного объекта (то есть, жилое помещение, не являющееся единственным), то избежать уплаты налога можно будет лишь при одновременном соблюдении следующих условий:

- доходы от продажи этого объекта не превышают 5 000 000 рублей (при этом предлагается предоставить органам власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится продаваемый объект жилой недвижимости, уменьшать эту величину) или продаваемое имущество является расположенным на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилым строением жилой площадью до 50 кв. м или хозяйственным строением, сооружением общей площадью до 50 кв. м., а также земельным участком, на котором расположены такое жилое или хозяйственное строение, сооружение;

- срок владения этим объектом составляет не менее 5 лет (при этом предлагается предоставить органам власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится продаваемый объект жилой недвижимости, увеличивать этот срок вплоть до 10 лет).

При этом минимальный срок владения недвижимостью три года сохраняется, но выручка от сделки с ней не облагается налогом в трех случаях: когда имущество передано по наследству или по договору дарения, приватизировано, а также когда передано по договору пожизненного содержания с иждивением.

Если одно из этих условий не соблюдено, то минимальный срок составляет пять лет.

В отношении квартир не подпадающих под льготируемые исключения и иного имущества предлагалось  сохранить действующий порядок налогообложения, основанный на выборе налогоплательщика между двумя вариантами определения налоговой базы:

- заплатить налог с разницы между доходами от продажи имущества и расходами на его приобретение (создание);

- уменьшить доходы от продажи имущества на величину налогового вычета в размере 250 000 рублей и уплатить налог с оставшейся суммы.

Одновременно предлагалось  установить, что при продаже приватизированных жилых помещений (расходы на приобретение или создание которых равны нулю) будет возможность уменьшения в целях НДФЛ доходов от продажи на фиксированный налоговый вычет, привязанный к кадастровой стоимости такого помещения (с возможностью регулировать эту величину законом субъекта Российской Федерации).

В целях предотвращения занижения налоговой базы по НДФЛ при продаже недвижимости, планируется исчислять налог с вмененного дохода, рассчитываемого как кадастровая стоимость продаваемого объекта имущества на дату его продажи, умноженная на 0,7, в случае, если фактические доходы от продажи ниже этой величины. Поправки вступят в силу с 1 января 2016 года и распространяются на сделки, которые заключены после начала 2016 года.

В настоящее время ФЗ №382-ФЗ  от 29.11.2014г. поправки в главу 23 приняты в несколько усеченном виде:

  • Установлен минимальный срок владения продаваемым объектом -  не менее 5 лет (при этом предлагается предоставить органам власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится продаваемый объект жилой недвижимости, уменьшать срок).

При этом минимальный срок владения недвижимостью три года сохраняется, когда имущество получено по наследству, по договору дарения, приватизировано, также когда передано по договору пожизненного содержания с иждивением.

Если одно из этих условий не соблюдено, то минимальный срок составляет пять лет.

В целях предотвращения занижения налоговой базы по НДФЛ при продаже недвижимости, планируется исчислять налог с вмененного дохода, рассчитываемого как кадастровая стоимость продаваемого объекта имущества на дату его продажи, умноженная на 0,7, в случае, если фактические доходы от продажи ниже этой величины. Поправки вступят в силу с 1 января 2016 года и распространяются на объекты недвижимости, приобретенные в собственность после 01.01.2016 года.

Налог на прибыль организаций.

Ставка налога на прибыль, применяемая к доходам российских организаций (за исключением указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) в виде дивидендов от российских и иностранных организаций, увеличится с 9 до 13 процентов (закон №382-ФЗ от 29.11.2014г)

Налог на имущество физических лиц.

С 1 января 2015 года утратит силу Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц», а в Налоговый кодекс РФ вводится глава 32 «Налог на имущество физических лиц» (Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

К объектам налогообложения будут отнесены жилые дома, квартиры, комнаты, машино-места, гаражи, единые недвижимые комплексы (это строения, которые включают в себя как жилую, так и нежилую недвижимость), объекты незавершённого строительства, иные здания. По действующему сегодня законодательству в число объектов не включаются машино-места, единые недвижимые комплексы, а также объекты незавершённого строительства. Кроме того, авторы закона отнесли жилые строения на дачных и огородных участках, на участках для ведения личного подсобного хозяйства к категории жилых домов, а поэтому они становятся объектами налогообложения

При расчёте налога на имущество физических лиц налоговая база будет устанавливаться из кадастровой стоимости имущества. При этом ст. 403 НК РФ предусматривается предоставление вычетов в размере кадастровой стоимости 20 кв. м по квартире, 10 кв. м – по комнате и 50 кв. м – по жилым домам. Величина ставок налога установлена ст. 406 НК РФ и составит: 0,1% - по жилым помещениям, 2% - по нежилой торгово-офисной недвижимости и 0,5% - по прочим объектам. Однако муниципалитетам дано право уменьшить ставки до нуля или увеличить не более чем в три раза.

Для того, чтобы реализовать своё право на введение нового способа расчёта налога с начала 2015 года, муниципалитетам необходимо принять и официально опубликовать свой нормативный акт в срок до 1 декабря 2014 года.

Налог на имущество организаций.

На рассмотрение Законодательного собрания Свердловской области в октябре 2014 года был внесен законопроект, которым предлагается внести изменения в Закон Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» и установить налоговую базу по налогу на имущество организаций как кадастровую стоимость по следующему недвижимому имуществу:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет более 5 000 кв.м и помещения в них;

- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

На настоящий момент, изменения в Закон  Свердловской области приняты. При этом, в окончательном тексте установлены скорректированные в меньшую сторону ставки по налогу  в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в 2015 году – 1,0 процента, в 2016 году и последующие годы – 1,5 процента.

Законопроект предполагает вступление изменений в силу с 01.01.2015.

По нашим сведениям перечень «кадастровых» объектов уже сформирован и одобрен Правительством Свердловской области.

НДС, готовятся изменения.

В Госдуму 09.10.2014 внесен Законопроект № 618603-6 «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость)», где предполагается перенос срока уплаты и подачи декларации по НДС на пять дней позднее, установленного в настоящее время., а также возможность  заявить вычет по счетам-фактурам  прошедшего налогового периода, полученным до момента сдачи  декларации. Изменения  приняты законом №382-ФЗ  от 29.11.2014г. и  произойдут с 1 января 2015 года.

«Антиофшорные» поправки в законодательство.

  1. По состоянию на 18.11.2014 года  Государственной Думой РФ в трех чтениях принят Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить новыми положениями, устанавливающими, в частности, порядок признания организации, созданной на территории с низконалоговой юрисдикцией и контролирующими лицами которой являются налоговые резиденты РФ, - «контролируемой иностранной компанией».

Законопроектом предлагается установить механизм налогообложения в РФ доходов контролируемых иностранных компаний, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу контролирующих их российских лиц.

Дается определение фактического получателя дохода (бенефициарного собственника), которое в настоящий момент отсутствует в налоговом законодательстве: «...фактическим получателем (бенефициарным собственником) дохода признается лицо, которое напрямую или через свое прямое и (или) косвенное участие в других организациях либо иным способом одновременно владеет правом владения, пользования или распоряжения таким доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и (или) распоряжаться таким доходом».

Вводится обязанность налогоплательщиков (как  юридических, так и физических лиц) уведомлять налоговые органы о своем участии в таких организациях. При этом  в отношении уже существующих КИК  такое уведомление должно быть подано не позднее 1 апреля 2015 г. За непредоставление сведений  планируется наложение штрафа до 100 тыс. рублей.

Прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с установленным порядком, должна будет включаться в налоговую базу этих налогоплательщиков в доле, соответствующей доле их участия (при невозможности установления доли – в полном объеме). Это положение будет действовать если доля участия  более 25% (в 2015, 2016 году – 50%). Для российских резидентов, в совместном владении которых находится более 50% контролируемой иностранной организации, индивидуальный порог составит 10%.  Сумма нераспределенной прибыли  должна составить более 10  млн.руб. (с учетом переходных положений  в 2015 году - более 50  млн.  руб., в 2016 году – более 30 млн. руб.).

С принятием закона прибыль иностранной компании должна признаваться прибылью контролирующего ее резидента РФ (бенефициара) и облагаться налогом по ставке 20% (для юридических лиц) либо по ставке 13% (для физических лиц).

Положениями законопроекта предусматривается также возможность привлечения к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате невключения в налоговую базу соответствующей прибыли, при этом указанная ответственность не применяется, если нарушение имело место в 2015-2017 гг.

Источник: consultant.ru, rbcdaily.ru

2. Постановлением Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» утверждено типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам. На основе типовой формы будут проводиться переговоры о заключении соответствующих соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.

3. Росфинмониторингом подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Источник: regulation.gov.ru/project/17904.html.

Цель закона – распространение действия норм Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на отношения с участием иностранных трастов и подобных юридических образований, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.

В настоящее время завершено публичное обсуждение законопроекта.

4. Для обсуждения в Правительстве РФ Росфинмониторинг в своем письме предложил идею ведения учета бенефициарных владельцев организаций, и занесения их в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В реестре будет отражаться информация о физических лицах, которые прямо или косвенно владеют более чем 25 % капитала юридического лица (их ФИО, паспортные данные, ИНН).

Новые организации будут вносить данные о бенефициарах при регистрации компании, а уже существующие – в специально отведенный на это срок. За нарушение правил предполагается введение административной ответственности. Сведения о бенефициарах станут доступны ограниченному кругу лиц: судам, федеральным органам власти и самому Росфинмониторингу.

Источник: газета «Коммерсантъ».

Следователи полиции получили право самостоятельного  возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» для налоговых преступлений устанавливается общий порядок возбуждения уголовных дел. В течении 2011-2014 гг. действовал особый порядок, в соответствии с которым поводом для возбуждения уголовного дела служили только те материалы, которые направлялись следователю налоговым органом.

С 22.10.2014 будет применяться новый алгоритм действий:

1) Поступившие из органа дознания сообщения о налоговых преступлениях направляются следователем в налоговый орган в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик, не позднее трех суток с момента получения сообщения.

2) Налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения сообщения направляет следователю соответствующее заключение о наличии нарушения законодательства о налогах и сборах или об отсутствии сведений о таком нарушении. Налоговые инспекторы также могут проинформировать следователя, что решение по результатам налоговой проверки еще не принято или не вступило в законную силу.

3) После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Это значит, что при неполучении информации от ИФНС в установленный срок, следователь вправе принять решение о возбуждении уголовного дела или прекращении следственных действий.

Кроме того, по уголовным делам о налоговых преступлениях органами дознания теперь могут производиться неотложные следственные действия.

Готовятся поправки в НК РФ о введении муниципальных сборов.

Проект поправок о введении муниципальных сборов за право заниматься определенными видами деятельности внесен в Госдуму, минуя стадии нулевого и первого чтения, в составе поправок ко второму чтению законопроекта о «налоговом маневре» и ставках акцизов.

Комитет Государственной думы по бюджету и налогам 05.11.2014 одобрил поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся введения муниципальных сборов с предприятий торговли и сферы обслуживания. Они изначально были предложены в качестве дополнения к законопроекту о налоговом маневре, который уже прошел первое чтение, но затем отозваны и вынесены в отдельное рассмотрение.

Сначала предлагалось установить  сборы в отношении 22 видов предпринимательской деятельности: торговля, общепит, грузо- и пассажироперевозки, ремонт, мойка, техобслуживание автомобилей, парикмахерские, ювелирные, фотоуслуги, организация розничных рынков и др.

Важно!Согласно принятым Законом №382-ФЗ от 29.11.2014г. изменениям в Налоговый кодекс, муниципальный сбор устанавливается только для объектов торговли и не будет превышать налог в рамках патентной системы.

Сбор будет установлен только для торговли через объекты стационарной сети, кроме магазинов на заправках, торговли через объекты нестационарной сети, а также торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

Ранее предполагалось ввести местные сборы на торговлю и услуги общепита в объеме от 6 тысяч рублей за 1 квадратный метр площади торгового зала до 600 тысяч рублей за объект в целом. Сбор за автоперевозки грузов должен был составить от 60 тысяч до 300 тысяч рублей в зависимости от грузоподъемности автомобиля. Перевозки пассажиров планировалось облагать сбором от 60 тысяч (до пяти мест в транспорте) до 300 тысяч рублей (более 16 мест). Помимо этого предлагалось ввести гостиничный сбор.

В новой редакции поправок нет сбора за автоперевозки, услуги общепита, общественного туалета, а также гостиничного сбора.

Плательщиками сбора признаются малые торговые организации и индивидуальные предприниматели. Освобождаются от уплаты сбора те ИП, которые используют патентную систему налогообложения. При этом речь в изменениях идет только о городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, где предполагается постепенно ввести сбор. Другие муниципальные образования  смогут  вводить у себя сборы в более поздние сроки.

Ставка сбора не может превышать размер выданного лицу патента на предпринимательскую деятельность.

Ставка сбора, установленная для объектов стационарной торговли и торговли путем отпуска товара со склада площадью более 50 квадратных метров, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога по патенту, деленную на 50. "Теперь мы берем стоимость, которая идет по патенту, и в отношении каждого следующего квадратного метра делим на 50", — ранее отмечал Макаров.

При этом подчеркивается, что сбор для розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Поправками предполагается, что ставка будет ежегодно индексироваться.

К тому же право федеральных городов уменьшать ставку сбора вплоть до нуля и устанавливать дифференцированную ставку сбора в зависимости от вида торговли, территории, на которой она осуществляется, и других особенностей в поправках тоже сохранено. В то же время они не могут повышать ее.

По словам разработчиков законопроекта, единственная обязанность, которая появляется у налогоплательщика — это уведомить в письменной или электронной форме налоговую службу о наличии у него торговых объектов.

Можно сделать вывод, что меры, предпринимаемые правительством для пополнения государственного бюджета, лягут нелегким бременем на всех налогоплательщиков – субъектов предпринимательства и простых граждан.

Ржанникова Светлана Викторовна - аудитор ООО "АКП Маминой"


декабрь 2014 г.
Опубликовано:

Журнал "Тюменский бухгалтер" № 2 (166), декабрь 2014 г.