Конференции

21 декабря 2015 г.

Проект

Рекомендации XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ. 
Налоговая политика: итоги годаи перспективы. 
3, 4, 7декабря 2015 года, г.Москва

Текущий 2015 год характеризуется принятием значительного числа поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации. Так, создан правовой механизм добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках в целях обеспечения правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиты их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижения рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах.

Участники Форума отмечают, что с целью поддержки организаций в части минимизации отвлечения оборотных средств повышен в 1,5 раза порог по выручке, позволяющий уплачивать налог на прибыль по итогам квартала.

Также в 2,5 раза повышено пороговое значение стоимости амортизируемого имущества. Это позволит организациям относить стоимость недорогого оборудования на затраты единовременно в момент его введения в эксплуатацию, а не через амортизацию.

Кроме того, можно отметить, что при активном участии ТПП РФ в апреле 2015 года был принят Федеральный закон о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Законом, в частности, с 1 апреля 2015 года на 15 июня 2015 года перенесен срок начала применения положений, предусматривающих представление уведомления об участии в иностранных организациях.

Также были поддержаны ТПП РФ и приняты законодательные меры в части совершенствования специальных налоговых режимов:

  • для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать соответствующими законами налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов (в настоящее время налоговая ставка в данном случае составляет 6 процентов);
  • расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, с действующих в настоящее время 47 позиций до 62.

Участники Форума отмечают, что с 2015 года введен такой новый институт, как расширенное электронное декларирование по налогу на добавленную стоимость. Теперь бизнес должен включать в налоговую декларацию по НДС сведения из книг покупок и продаж, а также сведения из журнала учета счетов-фактур в случае выставления или получения счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности. Данная мера прорабатывалась ТПП РФ и позволит объединить в единой базе данные обо всех покупках и продажах в РФ по 15 млрд. документов. С 2015 года также расширились полномочия налоговых инспекторов в части получения дополнительной информации при камеральной проверке в случае занижения суммы НДС к уплате или завышения к возмещению.

Однако при реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняются определенные риски. С одной стороны, государству необходимо сохранять объемы финансирования крупных инфраструктурных и социальных проектов, что требует стабильных налоговых доходов, а с другой стороны, поддерживать отечественный бизнес, развивать импортозамещение, промышленное производство и сельское хозяйство. В условиях сохраняющихся низких цен на нефть и прогнозируемого дефицита федерального бюджета важно обеспечить существующий уровень налоговой нагрузки на бизнес, который, по данным Минфина РФ, составляет порядка 34,4 %.

Вместе с тем ТПП РФ и бизнес оценивают уровень фискальной нагрузки несколько выше. Это связано с тем, что в России, помимо налогов и сборов, организациям необходимо уплачивать т.н. обязательные неналоговые платежи. По подсчетам ТПП РФ, количество таких неналоговых платежей составляет порядка 50 позиций, они никаким образом не сгруппированы и рассредоточены по различным правовым актам. Необходимо унифицировать такие режимы, установив в отраслевых законах лишь особенности конкретных платежей. При этом требуется создать единый перечень (реестр) таких платежей, а в законодательстве должно быть закреплено правило о том. что ни на кого не может быть возложена обязанность вносить принудительный платёж, не включённый в единый реестр.

По мнению участников Форума, следует также на законодательном уровне определить единые правила установления и взимания указанных публичных платежей. Целесообразно обсудить указанные предложения и начать их реализацию, возможно посредством принятия отдельного федерального закона, на уровне Правительства РФ, Федерального Собрания РФ с участием объединений предпринимателей и экспертного сообщества.

По мнению участников Форума, при реализации налоговой политики в 2016-2018 годах в приоритетном порядке должны решаться следующие основные задачи:

  • сокращение дефицита федерального бюджета без необоснованного увеличения налоговой нагрузки на бизнес;
  • налоговое стимулирование инвестиционных потоков - как иностранных, так и внутренних инвестиций;
  • дальнейшее противодействие незаконному перемещению налоговой базы за пределы налоговой юрисдикции Российской Федерации;
  • введение дополнительны мер налогового стимулирования развития новых промышленных производств, а также мер, направленных на модернизацию и расширение производственных мощностей уже существующих промышленных предприятий;
  • создание дальнейших благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • продолжение курса на улучшение налогового администрирования, включая введение в Налоговый кодекс РФ института предварительного налогового разъяснения;
  • развитие досудебных процедур урегулирования налоговых споров, налоговой медиации;
  • развитие законодательства о трансфертном ценообразовании (ТЦО) в соответствии с международной практикой применения ТЦО и состоянием инвестиционного климата в России;
  • упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий и их сближение;
  • проведение мониторинга нагрузки на бизнес, которую он несет за счет уплаты неналоговых платежей, их кодификация и дальнейшая ревизия.

Участники Форума предлагают Правительству Российской Федерации:

По налогу на прибыль организаций:

  • предусмотреть налоговую льготу в части расходов на благотворительные цели, понесенных предприятиями и организациями всех форм собственности в связи с поддержкой инициатив в области повышения качества жизни представителей социально уязвимых слоев населения, развития культуры и искусства, науки и образования, спорта, охраны природы, реализованных соответствующими государственными бюджетными учреждениями, общественными и некоммерческими организациями, прошедшими надлежащую государственную регистрацию;
  • предусмотреть целевую налоговую льготу, которая позволяла бы налогоплательщикам уменьшать облагаемую прибыль на сумму фактически произведенных затрат на финансирование капитальных вложений единовременно, а не через механизм амортизации;
  • включить в состав расходов налогоплательщика, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходы, связанные с возмещением взаимозависимым лицам, определенным в соответствии с положениями статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации, расходов общеуправленческого, административного, инновационного и иного аналогичного характера, понесенных взаимозависимыми лицами в пользу группы взаимозависимых лиц, включая налогоплательщика, на основании договора о распределении расходов (costsharing);
  • исключить из пункта 4 ст.266 НК РФ положения о предельной величине расходов на создание резервов по сомнительным долгам (не более 10% от выручки). В связи с прогнозируемым ростом неплатежей предлагаем отказаться от нормирования расходов на создание резервов по сомнительным долгам. Это позволит исключить ситуации уплаты налога на прибыль с необеспеченной денежными средствами выручки;
  • в целях сближения правил бухгалтерского и налогового учета предлагается уточнить правила амортизации объекта в случае, если в отношении него была проведена реконструкция, модернизация или техническое перевооружение, внеся изменения в п.2 ст.259.1 НК РФ. Внесение предлагаемых изменений позволит исключить неполную амортизацию объекта к моменту окончания срока его полезного использования;
  • предусмотреть включение в состав доходов, необлагаемых при исчислении налога на прибыль, положительных курсовых разниц, образовавшихся по займам, выданным в иностранной валюте в рамках одной холдинговой структуры, в период с 1 июля 2014г. по 31 декабря 2015г.

По налогу на добавленную стоимость:

  • отменить обязанность исчисления и уплаты НДС с авансов, что приведет к снижению издержек;
  • принять действенные меры по пресечению использования незаконных схем возмещения НДС из федерального бюджета;
  • продолжить работу по гармонизации ставок НДС в государствах-членах ЕАЭС;
  • расширить обеспечительные меры по уплате налогов за счет введения новой «гарантии» - финансового обязательства материнской компании по уплате налогов дочерней компанией;
  • отменить НДС при выдаче поручительств организациями (по аналогии с банковским сектором);
  • рассмотреть вопрос о распространении заявительного порядка возмещения НДС на организации малого и среднего предпринимательства;
  • освободить от НДС операции закладки и выпуска товарно-материальных ценностей в государственный резерв в рамках освежения его запасов;
  • распространить на экспортеров единый порядок применения вычетов по НДС по мере принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг (по действующему порядку применения вычетов по НДС при экспорте товаров (работ, услуг) такой вычет производится после документального подтверждения экспорта, что отвлекает оборотные средства экспортеров на период сбора документов);
  • предусмотреть возможность возмещения на взаимной основе сумм НДС для резидентов стран - членов Евразийского экономического союза при приобретении ими товаров (работ, услуг) на территории любой страны, входящей в ЕАЭС, в т.ч. для международных автоперевозчиков при приобретении моторного топлива и других товаров (услуг);
  • расширить условия применения ставки 0 процентов по НДС, в т.ч. при осуществлении перевозок автомобильном транспортом между основной территорией Российской Федерацией и отдельными субъектами РФ (с которыми отсутствует прямое автомобильное сообщение по суше без пересечения территории иностранных государств);
  • уточнить нормы Налогового кодекса РФ в части отказа налоговыми органами в вычете покупателю в случаях, если продавец ошибочно предъявил НДС в цене или указал в счет-фактуре неверную ставку;
  • закрепить принцип зеркальности: если налоговый орган не доказал, что продавец не учел предъявленный покупателю НДС при начислении и уплате в бюджет, то покупатель не должен лишаться вычета, даже если НДС предъявлен продавцом в счете- фактуре ошибочно (при определении ставки, освобождении от налогообложения и т.п.);
  • актуализировать перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС (утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года № 372);
  • совершенствовать порядок обложения НДС операций в рамках процедуры переработки на таможенной территории в соответствии со статьей 239 Таможенного кодекса Таможенного Союза, распространив действие пп. 1 и 2.6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ также на реализацию товаров, произведенных с применением процедуры переработки на таможенной территории с использованием товаров, приобретенных на российском рынке, в целях реализации несырьевого экспортного потенциала России;
  • уточнить положения статьи 170 Налогового кодекса РФ в части отсутствия необходимости восстанавливать НДС по основным средствам, нематериальным активам и другим товарно-материальным ценностям в случае их списания в результате повреждения, порчи, физического износа, морального устаревания и иных причин, в результате которых такие ТМЦ стали непригодными к использованию.

По налогу на имущество организаций

  • внести изменения в действующие положения НК РФ и предусмотреть, что в случае, если объекты движимого имущества в результате приобретения от третьего (независимого) лица приняты на учет в качестве основных средств любого юридического лица Группы после 1 января 2013 г., то применяемая на законных основаниях Группой льгота (не включение в базу по налогу на имущество) может быть применена к такому имуществу даже в случае продажи указанного имущества внутри группы либо оприходования на баланс в качестве основного средства юридического лица в результате реорганизации;
  • освободить от налога на имущество объектов основные средства, находящихся на консервации и реконструкции, т.к консервация/реконструкция объектов основных средств не позволяет использовать имущество в производственной деятельности и получать доходы;
  • с целью упрощения администрирования со стороны налоговых органов и трудозатрат со стороны налогоплательщиков предлагается оформлять одну налоговую декларацию в случае, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований. Внесение предлагаемых изменений позволит уменьшить количество налоговых деклараций и количество платежных поручений; упростить администрирование со стороны налоговых органов, так как снижается объем их работы: ведется одна карточка расчетов с бюджетом, проводится одна камеральная проверка;
  • в целях избежания возможных судебных разбирательств внести уточнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключающие возможность ограничения налогоплательщиков, не являющихся сетевыми организациями, в реализации права облагать налогом на имущество по пониженным ставкам, предусмотренным п. 3 ст. 380 НК РФ, имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью (т.н. льгота по сетевому имуществу), по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №504 (далее - Перечень №504).

По налогообложению малого и среднего бизнеса:

  • предусмотреть возможность организациям, использующим упрощенную систему налогообложения или уплачивающим единый сельскохозяйственный налог, в добровольном порядке становиться плательщиками НДС с целью встраивания в цепочку хозяйственных отношений;
  • распространить возможность по установлению законами субъектов РФ трехлетних «налоговых каникул» в отношении «микропредприятий», являющихся организациями, которые применяют любой из специальных налоговых режимов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • полностью освободить налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, от уплаты налога на имущество организаций в том случае, если они используют недвижимое имущество для осуществления основного вида деятельности, кроме сдачи в аренду;
  • освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых двух лет работы, а также снизить подлежащую уплате сумму налога на прибыль на 50% - в последующие два года. Увеличить порог годового оборота для применения упрощенной системы налогообложения малыми инновационными предприятиями до 200 млн. рублей с ежегодной корректировкой на коэффициент-дефлятор;
  • распространить на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12) не обязаны отчитываться за него (этот период присоединяется к следующему году).

По налогу на доходы физических лиц:

1. Внести изменения в действующие положения Налогового кодекса РФ, предусмотрев возможность уплаты налога на доходы физических лиц из средств налогового агента в случае, когда денежных выплат недостаточно для удержания и уплаты налога с доходов, выплаченных физическому лицу в натуральной форме.

Данные положения позволят исполнить обязанность физического лица по уплате налога через налогового агента, когда натуральный доход возник после того, как физическое лицо-налогоплательщик покинул территорию РФ. Такие случаи часто возникают на практике, когда налоговый агент оплачивает счета третьих организаций за услуги в пользу физического лица, а также при выдаче призов и иных поощрений, выдаваемых при проведении рекламных компаний и иных мероприятий, направленных на информирование о реализуемых товарах, работах, услугах и т.п.

2. Предусмотреть упрощенный (агрегированный) порядок представления отчетности в отношении доходов, налог на которые уплачен из средств налогового агента. Это позволит сократить затраты налогового агента на подготовку справок по форме 2- НДФЛ на незначительные выплаты физическим лицам, повысить привлекательность рекламных компаний и иных информационных мероприятий, но в то же время уплатить в бюджет налог, подлежащий уплате.

3. Упростить форму 6-НДФЛ, проект которой предусматривает отчетность налогового агента в отношении каждой индивидуальной выплаты дохода физическим лицам. Для многих крупных компаний корректное заполнение данной отчетности в таком виде представляется невыполнимым без существенных финансовых вложений в расширение внутренних систем учета.

По земельному налогу:

  • в целях улучшения положения налогоплательщиков в части сокращения количества нормативных правовых актов, устанавливающих земельный налог на территориях сельских поселений, предлагаем, чтобы налог устанавливался, определялись ставки, порядок и сроки его уплаты в целом по району решениями представительных органов муниципальных образований (районов), а не сельских поселений, входящих в их состав. Внесение предлагаемых изменений существенно облегчит налогоплательщикам процесс исчисления и уплаты земельного налога;
  • установить, что авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями не позднее последнего числа месяца, следующего за сроком, предусмотренным пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса. Внесение предлагаемых изменений снизит трудоемкость администрирования процесса перечисления налога в организациях, владеющих на праве собственности и/или праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, расположенными на территории разных муниципальных образований.

По транспортному налогу:

Для гармонизации условий налогообложения коммерческого автотранспорта в странах - членах ЕАЭС, принятия компенсационных мер, связанных с увеличением ставок акцизов для моторного топлива, а также снижения издержек российских автотранспортных компаний полагаем необходимым отменить транспортный налог для грузовых автомобилей, отвечающих высоким экологическим классам - евро 4 и выше.

По налогу на добычу полезных ископаемых:

  • установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добываемой из всех категорий залежей, содержащих трудноизвлекаемые запасы углеводородного сырья;
  • предоставить налогоплательщикам право применять нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых в течение всего срока разработки залежи, содержащей трудноизвлекаемые запасы углеводородного сырья.

По совершенствованию налогового администрирования:

  • законодательно закрепить возможность применения налогоплательщиками института предварительного налогового согласования сделок и/или операций;
  • отменить специальный срок подачи заявления в налоговый орган, предусмотрев трехгодичный срок обращения с заявлением о возврате (зачете) излишне взысканной суммы налога, как в налоговый орган, так и в суд;
  • включить в Налоговый кодекс РФ общее правило об освоождении от ответственности при самостоятельном выявлении обязанным лицом недостоверности сведений, представленных в налоговый орган и представлении корректных (уточненных) сведений до момента обнаружения налоговым органом соответствующих правонарушений;
  • закрепить порядок введения норм о налоговой ответственности не ранее чем по истечении одного месяца и не ранее 1 января года, следующего за годом их официального опубликования. Это станет одной из гарантий стабильности налоговой процедуры и предсказуемости налоговой нагрузки;
  • независимо от причин и обстоятельств первоначального представления документов в налоговый орган, должен быть установлен запрет на повторное истребование у физического лица или организации любых документов, ранее представленных ими в налоговый орган;
  • закрепить в НК РФ положения о том, что при нарушении налоговым органом установленных п.2 ст.88 и п.6 ст.89 НК РФ сроков проведения камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки налоговый орган не вправе привлечь налогоплательщика к ответственности и взыскать налоги, сборы, пени либо включить нарушение указанных сроков в перечень существенных нарушений, предусмотренный п.14 ст.101 НК РФ;
  • включить в перечень существенных нарушений, предусмотренный п.14 ст. 101 НК РФ, непредставление или несвоевременное представление налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверки;
  • закрепить в ст. 89 НК РФ обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику решения о приостановлении (возобновлении) проведения выездной налоговой проверки либо ознакомить его с таким решением в трехдневный срок, включить нарушение такой обязанности в перечень существенных нарушений, предусмотренный п.14 ст. 101 НК РФ;
  • закрепить, что если установленные п.З ст.93 НК РФ и п.5 ст.93.1 НК РФ сроки выходят за пределы срока налоговой проверки, налогоплательщик вправе не исполнять требование налогового органа;
  • ограничить общий срок приостановления выездной налоговой проверки месячным сроком;
  • ограничить пределами реальной необходимости полномочия налоговых органов по истребованию документов при проведении налоговых проверок (в том числе, встречных), установить запрет на истребование проектных и технических документов;
  • ограничить доначисления, производимые по результатам проведения налоговыми органами дополнительных мероприятий налогового контроля, суммами доначисленными по результатам основных контрольных мероприятий, что позволит устранить пробелы законодательного регулирования мероприятий налогового контроля, а так же улучшит деловой климат в России;
  • усовершенствовать предусмотренный п. 3 ст. 187.1 НК РФ порядок подачи производителями табачных изделий уведомлений о максимальных розничных ценах, установив подачу соответствующих сведений исключительно в электронной форме в сокращенные с 10 до 5 календарных дней до начала отчётного периода сроки, а также закрепив правило единовременной публикации ФНС России поступивших данных. Мера позволит снизить общую административную нагрузку на бизнес за счет автоматизации процесса, снизить стоимость налогового администрирования, исключит риски наступления ответственности налогоплательщиков по причинам, от них не зависящим, а также упростит использование публикуемой ФНС России информации торговыми предприятиями и другими заинтересованными организациями. Для целей унификации, этот же подход необходимо ввести к подаче уведомлений и в отношении импортируемой продукции и публикации поступившей информации таможенными органами.

По вопросам трансфертного ценообразования:

  • законодательно ограничить право территориальных налоговых органов на проверку цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не являющихся контролируемыми, а также ограничить право истребовать документы (сведения) и пояснения, связанные с оценкой возможного несоответствия цен, приименных в сделках между взаимозависимыми лицами;
  • уточнить порядок осуществления симметричных корректировок в случае, когда стороны сделки признают доходы и расходы по сделке в разных налоговых периодах;
  • уточнить порядок расчета интервала рыночных цен на основании данных о сопоставимых сделках налогоплательщика с не взаимозависимыми лицами без отсечения крайних квартилей;
  • дополнить основания для исключения сделок налогоплательщиков из числа контролируемых в случае, если налогоплательщики, совершающие контролируемую сделку, имеют обособленные подразделения в других субъектах РФ, но доля налоговой базы, приходящаяся на эти обособленные подразделения, менее 5 процентов;
  • рассмотреть возможность повышения суммового порога для признания контролируемыми сделок: между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резиденства сторон является РФ - до 2,0 млрд.руб., между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резиденства одной из сторон не является РФ - до 60 млн руб. - с последующей ежегодной индексацией указанных порогов;
  • установить порог существенности контролируемых сделок для подготовки документации в размере 5% от общей суммы контролируемых сделок (возможность для налогоплательщиков не формировать документацию по несущественным сделкам);
  • увеличить до 30 дней срок представления документов (информации), запрошенных у другой стороны контролируемой сделки в случае назначения проверки в соответствии со ст. 105.17 НК РФ в отношении налогоплательщика - первой стороны по сделке;
  • уточнить трактовку агентских сделок для целей Раздела V.1: предлагается установить, что сделка, совершенная через комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), а также действующего от имени и за счет принципала, в целях Раздела V.1 рассматривается как сделка, совершенная непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом;
  • исключить из числа контролируемых сделок сделки между головным исполнителем и исполнителями или между исполнителями, заключенные в рамках исполнения государственного контракта по государственному оборонному заказу;
  • уточнить порядок применения ст.269 НК РФ в части применения «безопасных интервалов» процентных ставок: (1) признать рыночными для целей Раздела V.1 ставки, установленные в пределах «безопасных интервалов» (2) уточнить, что ключевая ставка ЦБ для целей расчета «безопасного интервала» ставок фиксируется на дату установления процентной ставки по договору (не на дату фактического предоставления денежных средств);
  • разработать механизм утверждения на уровне ФНС «безопасных интервалов» для распространенных типов внутригрупповых контролируемых сделок (аренда, агентские услуги) с целью снижения административной нагрузки на ФНС и налогоплательщиков при обосновании цен по несущественным сделкам;
  • уточнить порядок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, исключив сделки, в отношении которых налогоплательщик обратился с заявлением о заключении Соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
  • ввести концепцию «сквозных затрат» по аналогии с положениями Рекомендаций ОЭСР (pass-throughcosts), что позволит не применять рентабельность к «перевыставляемым» затратам, т.е. избежать искусственного увеличения внутригрупповых оборотов в случаях, когда фактически добавленная стоимость не создается.

По акцизам на табачную и алкогольную продукцию:

1. При подготовке Основных направлений налоговой политики на 2017 год и дальнейшую перспективу предусмотреть умеренные темпы роста акцизов на алкогольную и табачную продукцию, учитывающие уровень инфляции, а также изменение покупательной способности населения.

Данная мера направлена на предотвращение роста оборота нелегальной алкогольной и табачной продукции на российском рынке, в том числе с учетом последовательного ослабления барьеров во взаимной торговле в рамках Евразийского экономического союза.

2. При проведении налоговой политики предусмотреть фиксацию адвалорной ставки акциза на сигареты на достигнутых уровнях.

Форсированный рост адвалорной ставки акциза на сигареты способствует увеличению ценового разрыва между наиболее дорогими и наиболее дешевыми марками сигарет на рынке. В результате создаются привлекательные условия для переключения потребителей на более дешевую табачную продукцию, что замедляет сокращение распространенности табакокурения и затрудняет прогнозирование бюджетных поступлений.

Целесообразно также оценить возможность перехода в стратегической перспективе от смешанной системы акцизного налогообложения сигарет к более прозрачной и менее затратной с точки зрения администрирования специфической системе налогообложения, применяемой в других государствах-членах Евразийского экономического союза.

3. Росту бюджетных доходов будут способствовать такие неналоговые меры как ограничение продаж сигарет в потребительской упаковке увеличенного формата. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (№ 910935-6). Распространенность сигарет в больших пачках способствует снижению общего уровня цен на рынке, что в условиях применения комбинированной системы акцизов приводит к снижению потенциальных доходов бюджета.

Участники Форума рекомендуют Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

1. Доработать с участием ТПП РФ и бизнеса законопроект № 529775-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» (о злоупотреблении правом) в части:

  • снятия возможных рисков с бизнеса, возникающих при обязывании налогоплательщика проверять своих контрагентов, в т.ч. третьих лиц, на предмет выставлении счетов-фактур лицом, фактически не осуществившем реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • определить конкретные признаки фирм-однодневок либо установить перечень документов фирм-контрагентов, наличие которых у организации исключало бы претензии к ней налоговых органов, связанные с уклонением от налогообложения при помощи фирм-однодневок.

2. Ускорить рассмотрение во втором чтении и в целом проекта федерального закона № 801288-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (об уменьшении ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов) и учесть следующие предложения ТПП РФ и бизнеса:

  • согласно проекту, чтобы предприятие могло пользоваться льготой по налогу на прибыль - 90 процентов его выручки должно быть от реализации инвестиционного проекта. Предлагаем снизить указанный порог до 50% , т.к. цифра 90% приведет к необходимости выводить из действующего предприятия существующий бизнес, а, кроме того, вызовет дополнительные вопросы у налоговых органов по правильности отнесения затрат на проект, которые многопрофильное предприятие формирует на основании внутренних документов;
  • уточнить на какие организации будет распространяться действие проекта: только на вновь создаваемые предприятия промышленности либо положения могут быть применены, в том числе, и действующими производственными организациями, реализующими инвестиционные проекты, удовлетворяющим условиям закона.

3. Ускорить рассмотрение и принятие законопроекта № 862141-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который предполагает введение нового специального налогового режима - «Система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти».

4. В отношении законопроекта № 529775-6 о внесении изменений в НК РФ, а именно ст. 169 и ст. 252 НК РФ в отношении подписей «неустановленных или неуполномоченных лиц», как основание для отказа вычета НДС и признания  расходов по налогу на прибыль:

  • налогоплательщики в соответствии с законодательством и обычаями  делового оборота не обязаны и не  имеют возможности  проверить подлинность каждой  подписи в отношении каждого документа, полученного от контрагентов. Проведение всеобщих почерковедческих экспертиз, либо нотариальное заверение всех подписей на входящих документах, равно как и подписание всех документов контрагента в присутствии налогоплательщика парализует любую экономическую деятельность;
  • кроме того, сам по себе факт подписания договоров, первичных документов или счетов-фактур неуполномоченным лицом, в соответствии с нормами части 1 ГК РФ может повлечь за  собой  лишь возможность оспаривания сделки, что согласно гражданскому  законодательству позволит использовать процедуру одобрения  сделки, совершенной неуполномоченным  лицом (ст.183 ГК РФ). Получается, что налоговое законодательство устанавливает запрет на указанную процедуру, ставя добросовестных налогоплательщиков в заведомо неблагоприятные условия, не позволяющие признать затраты и вычеты при любом формальном несоблюдении правил подписания документов, выдачи доверенностей по подписанию документов и счетов-фактур даже не у самого налогоплательщика, а его контрагента по сделке;
  • ясно, что используя формулировки проекта закона, налоговые органы не будут принимать во внимание обстоятельства, что обе стороны договора сам факт сделки подтверждают, декларируют налоги и в полном объеме уплачивают их в бюджет. Формальные оплошности, связанные с подписанием документов у другой стороны по сделке, не могут быть впоследствии устранены (например, невозможно выдать доверенность «задним числом» по уже подписанным первичным учетным документам или счету-фактуре) и налогоплательщики лишатся затрат (вычетов) при всеобъемлющем, полном и объективном наличии прав на признание затрат (вычетов) в целях налогообложения.

Исключить полностью предлагаемые формулировки законопроекта о внесении изменений в НК РФ, а именно в ст. 169 и 252 НК, либо ввести как обязательное условие для применения предлагаемых неблагоприятных для налогоплательщика последствий - «наличие необоснованной налоговой выгоды», подтвержденной решением суда, установив определение указанного термина в 1 части НК РФ.

5. В отношении законопроекта, завершённого общественным обсуждением 30.11.2015 г., устанавливающего новую редакцию КоАП РФ, разработанного Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству под руководством Плигина В.Н.:

Указанным проектом устанавливаются абсолютно несоразмерные штрафы за отдельные нарушения аудиторских организаций в сфере аудиторской деятельности, приравнивая допущенные аудиторами нарушения стандартов аудита или правил независимости, кодекса этики, не являющиеся законодательными актами и имеющими зачастую оценочные и вероятностные характеристики, к особо тяжким административным нарушениям и устанавливая за них одни из самых сверхвысоких штрафов в КоАП в размере до 30 млн. руб., что превышает штрафы, например:

  • за такие общественно опасные деяния, как нарушение законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст.30.3 КоАП: штраф – до 10 млн. рублей;
  • ответственность за финансовые пирамиды (ст. 30.5 «Незаконное привлечение денежных средств граждан»)- до пяти миллионов рублей.

Эти суммы несопоставимы как со стандартной ценой аудиторской проверки: 70-100 тыс. руб. (превышает сумму штрафа более чем в 100 раз), так и с выручкой у средних российских аудиторских организаций, которая за 2014 г. составила 1,9 млн. руб. (сведения из «Анализа рынка аудиторских услуг за 2014 г.» Минфина РФ, сайт: minfin.ru – Аудиторская деятельность – Статистика).

Названные штрафы полностью исключают деятельность малых и средних аудиторских организаций в России, особенно в регионах, монопольно предоставив рынок исключительно для деятельности иностранных аудиторских организаций и крупнейших федеральных аудиторских сетей. Эти дискриминационные меры еще в большей степени монополизируют аудиторский рынок в интересах нескольких крупнейших аудиторов, лишив возможности субъекты предпринимательской деятельности  осуществлять выбор аудиторской организации в своем регионе, привлекая к сотрудничеству малые и средние аудиторские компании.

Исключить несоразмерные и дискриминационные суммы штрафов для аудиторов и аудиторских организаций из проекта ст. 29.29 КоАП, заменив их на соразмерные суммы не более 50 тыс. руб.


Участники Форума приглашают Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, высшие судебные органы, объединения предпринимателей, отраслевые союзы и ассоциации, налоговых экспертов продолжить диалог по ключевым проблемам налоговой системы и развития предпринимательства в рамках подготовки XIIВсероссийского налогового форума, который созвать в ноябре-декабре 2016 года.