Колонка руководителя

7 декабря 2015 г.

Мы, участники Конференции, отмечаем потенциально высокие риски для развития бизнеса, в первую очередь малого и среднего, в случае введения в действие ряда законопроектов и нормативных актов сфере налогообложения, препятствующих существованию предпринимательства, разработанных и рассматриваемых к принятию в течение 2015-2016 гг.

1. Законопроект № 529775-6 о внесении изменений в НК РФ, а именно ст. 169 и ст. 252 НК РФ в отношении подписей «неустановленных или неуполномоченных лиц», как основание для отказа вычета НДС и признания  расходов по налогу на прибыль.

  • Налогоплательщики в соответствии с законодательством и обычаями  делового оборота не обязаны и не  имеют возможности  проверить подлинность каждой  подписи в отношении каждого документа, полученного от контрагентов. Проведение всеобщих почерковедческих экспертиз, либо нотариальное заверение всех подписей на входящих документах, равно как и подписание всех документов контрагента в присутствии налогоплательщика парализует любую экономическую деятельность.
  • Кроме того, сам по себе факт подписания договоров, первичных документов или счетов-фактур неуполномоченным лицом, в соответствии с нормами части 1 ГК РФ может повлечь за  собой  лишь возможность оспаривания сделки, что согласно гражданскому  законодательству позволит использовать процедуру одобрения  сделки, совершенной неуполномоченным  лицом (ст.183 ГК РФ).Получается, что налоговое законодательство устанавливает запрет на указанную процедуру, ставя добросовестных налогоплательщиков в заведомо неблагоприятные условия, не позволяющие признать затраты и вычеты при любом формальном несоблюдении правил подписания документов, выдачи доверенностей по подписанию документов и счетов-фактур даже не у самого налогоплательщика, а его контрагента по сделке.
  • Ясно, что используя формулировки проекта закона, налоговые органы не будут принимать во внимание обстоятельства, что обе стороны договора сам факт сделки подтверждают, декларируют налоги и в полном объеме уплачивают их в бюджет. Формальные оплошности, связанные с подписанием документов у другой стороны по сделке, не могут быть впоследствии устранены (например, невозможно выдать доверенность «задним числом» по уже подписанным первичным учетным документам или счету-фактуре) и налогоплательщики лишатся затрат (вычетов) при всеобъемлющем, полном и объективном наличии прав на признание затрат (вычетов) в целях налогообложения.

2. Поправки, подготовленные МФ РФ по отмене суточных в командировках по территории РФ в Постановление Правительства РФ № 749 от 13.10.2008г. 

Эти предложения существенно ухудшают положение работников, по существу лишают их гарантий, установленных ТК РФ и действовавших ранее в течение многих лет. Это происходит в период кризиса в экономике и уменьшения реальных доходов российских граждан и приведет к еще большему снижению доходов социально активных масс трудящихся.

Кроме того, оставление суточных по зарубежным командировкам, и их запрет по российским командировкам ставит работников в неравное положение и приводит к дискриминации при компенсации затрат в командировках в зависимости от места назначения командировки: за рубеж или в российский пункт.

Введение изменений ухудшит положение не только работников, но и организаций-работодателей, которые при оставлении суточных в российских командировках и, беря на себя дополнительные социальные гарантии в отношении сотрудников, будут наказываться за такие социально ответственные действия начислением дополнительных налогов и страховых взносов – налог на прибыль, НДФЛ и страховых взносов в общей сумме налоговой нагрузки, равной: 20+13+30=63% от выплат суточных в российских командировках.

Такие непомерные налоговые доначисления вынудят большинство работодателей отказаться от выплат суточных работникам по командировкам на территории РФ, что создаст в субъектах предпринимательской деятельности, в том числе малых и средних предприятиях, демотивацию сотрудников к труду и производственным командировкам по территории России, неизбежно приведет к социальной напряженности.

3. Законопроект, завершённый общественным обсуждением 30.11.2015 г., устанавливающий новую редакцию КоАП РФ, разработанный Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству под руководством Плигина В.Н.

Указанным проектом устанавливаются абсолютно несоразмерные штрафы за отдельные нарушения аудиторских организаций в сфере аудиторской деятельности, приравнивая допущенные аудиторами нарушения стандартов аудита или правил независимости, кодекса этики, не являющиеся законодательными актами и имеющими зачастую оценочные и вероятностные характеристики, к особо тяжким административным нарушениям и устанавливая за них одни из самых сверхвысоких штрафов в КоАП в размере до 30 млн. руб., что превышает штрафы, например:

  • за такие общественно опасные деяния, как нарушение законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст.30.3 КоАП: штраф – до 10 млн. рублей;
  • ответственность за финансовые пирамиды (ст. 30.5 «Незаконное привлечение денежных средств граждан»)- до пяти миллионов рублей.

Эти суммы несопоставимы как со стандартной ценой аудиторской проверки: 70-100 тыс. руб. (превышает сумму штрафа более чем в 100 раз), так и с выручкой у средних российских аудиторских организаций, которая за 2014 г. составила 1,9 млн. руб. (сведения из «Анализа рынка аудиторских услуг за 2004 г.» Минфина РФ, сайт: minfin.ru – Аудиторская деятельность – Статистика).

Названные штрафы полностью исключают деятельность малых и средних аудиторских организаций в России, особенно в регионах, монопольно предоставив рынок исключительно для деятельности иностранных аудиторских организаций и крупнейших федеральных аудиторских сетей. Эти дискриминационные меры еще в большей степени монополизируют аудиторский рынок в интересах нескольких крупнейших аудиторов, лишив возможности субъекты предпринимательской деятельности  осуществлять выбор аудиторской организации в своем регионе, привлекая к сотрудничеству малые и средние аудиторские компании.

В связи с изложенным, просим рассмотреть предложения участников конференции «Подводим первые итоги нового администрирования НДС. Актуальные вопросы защиты прав налогоплательщика»:

  1. Исключить полностью предлагаемые формулировки законопроекта о внесении изменений в НК РФ, а именно в ст. 169 и 252 НК, либо ввести как обязательное условие для применения предлагаемых неблагоприятных для налогоплательщика последствий  - «наличие необоснованной налоговой выгоды», подтвержденной решением суда, установив определение указанного термина в 1 части НК РФ.
  2. Исключить отмену суточных в командировках по территории РФ, оставив действующую редакцию Постановления Правительства РФ № 749 от 13.10.2008 г. в отношении указанных гарантий работникам.
  3. Исключить несоразмерные и дискриминационные суммы штрафов для аудиторов и аудиторских организаций из проекта ст. 29.29 КоАП, заменив их на соразмерные суммы 30-50 тыс. руб.

Президент Уральской ТПП
А.А. Беседин

Вице-президент Уральской ТПП
С.Б. Окулова

Председатель Комиссии по бухгалтерскому
учету, аудиту, налогам и правовой защите
предпринимателей Уральской ТПП,
генеральный директор ООО «АКП Маминой»
Мамина И.Л.

22 участника конференции  - субъектов
малого и среднего предпринимательства

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна