Колонка руководителя

2 декабря 2015 г.

Резолюция СРО НП «РКА» и СРО НП МоАП
по проекту внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), касающихся установления нового вида административной ответственности за грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности.

Проектом КоАП РФ (ст. 29.29. Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности) предлагается установить новый вид административной ответственности за грубое нарушение Федерального закона от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЭ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов в виде штрафов в размере:
  • на граждан - от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей - от 200 000 до 300 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 300 000 до 500 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 10 000 000 до 30 000 000 рублей.
Под грубым нарушением Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов понимается:
  1. участие в аудиторской деятельности (осуществление аудиторской деятельности) лиц, не имеющих право на осуществление такой деятельности;
  2. осуществление аудиторской организацией иной предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности»;
  3. несоставление при оказании аудиторских услуг документов на русском языке;
  4. необеспечение хранения документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещение баз данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, не на территории Российской Федерации;
  5. нарушения Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, если они привели к выражению ненадлежащего аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в том случае, когда в ней имеются существенные искажения, и о недостоверности бухгалтерской отчетности, когда в ней отсутствуют существенные искажения.
В настоящее время ст. 12 и 20 Федерального закона от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности» №307-Ф3 в отношении аудиторов и аудиторских организаций уже предусмотрены меры дисциплинарного воздействия со стороны саморегулируемых организаций аудиторов (СРО) и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора), которые включают в себя и штрафы, и запрет на профессию. Основания применения уже существующих мер дисциплинарного воздействия гораздо шире оснований, приведенных в проекте КоАП РФ.
 
Таким образом, установление в КоАП РФ ответственности для аудиторских организаций за грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности приведет на практике к тому, что указанные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы будут привлекаться к ответственности за одно и тоже деяние дважды: сначала в соответствии с Федеральным законом № 307-Ф3, а затем в соответствии со статьей 29.29 КоАП РФ, что незаконно в силу ч.1 ст.50 Конституции РФ.
 
На основании данных, предоставленных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, и аудиторской деятельности Минфина России, аудиторский рынок в настоящее время находится в процессе стагнации: сокращается количество аудиторских фирм и аттестованных аудиторов. Более половины аудиторских фирм по итогам 2014 года имели годовую выручку менее 3 млн.рублей. Аудиторские фирмы, где общий объем дохода более 70 млн. рублей составляет 1 (один) процент от общего числа аудиторских фирм. Типичная аудиторская фирма (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом) по расчетам Минфина России имеет годовой доход в среднем 2,7 млн.руб. Доход от проведения аудита в расчете на одного аудитора за год составляет 230,8 тыс.рублей.
 
Таким образом, штраф в размере до 30 млн. рублей заведомо неисполним для 98,8% аудиторских организаций, т.к. превышает их годовую выручку более 2 чем в 15 раз, приведет к их банкротству (ликвидации), полному вытеснению малых и средних аудиторских организаций и предоставлению аудиторского рынка исключительно 50 крупнейшим аудиторским компаниям.
 
Штрафы в размере до 30 млн. руб. следует признать несоразмерными в сравнении со степенью общественных последствий в отношении других административных правонарушений.
 
Так, ответственность:
  • за «финансовые пирамиды» (ст. 30.5 «Незаконное привлечение денежных средств граждан») до 5 млн. руб.;
  • за нарушение законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 30.3 КоАП РФ) до 10 млн. руб.;
  • за экологические нарушения, повлекшие причинение или создание угрозы причинения существенного вреда окружающей среде (ст. 17.6 КоАП РФ) - до 3 млн. руб.;
  • за несоблюдение промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, приведение к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровья людей - до 1 млн. руб.
Из вышеперечисленного следует вывод, что угрозы жизни, здоровью граждан, причинение существенного вреда окружающей среде, незаконное привлечение денежных средств признается менее опасным правонарушением, чем нарушения, допущенные аудитором в сфере оказания аудиторских услуг.
 
Формулировки, содержащиеся в проекте ст.29.29. КоАП РФ в отношении перечня грубых нарушений аудиторского законодательства и нормативных актов в сфере аудита допускают неопределенности в правоприменении и содержат запреты, не установленные законодательными и нормативными источниками, регулирующими аудиторскую деятельность. Эти дополнительные ограничения незаконны и нарушают права аудиторов и аудиторских организаций.
 
Название ст.29.29. КоАП РФ «Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности» по существу относит к сфере аудиторского законодательства не только Закон «Об аудиторской деятельности», но и акты, не являющиеся законами: федеральные стандарты, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов. Названные нормативные документы, используемые в аудиторской деятельности, требуют применения профессиональных суждений, в том числе при выработке аудиторами мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
 
Исходя из анализа ситуации, сложившейся сегодня на аудиторском рынке России, СРО НП «РКА» и СРО НП МоАП предлагают при внесении изменений в КоАП РФ руководствоваться принципами соразмерности и разумности: установить величину штрафа в отношении:
  • граждан - от пяти до десяти тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати до двадцати тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от семидесяти до ста тысяч рублей.
Представляется, что подобные меры могут оказать укрепляющее воздействие на развитие российского аудита и смогут способствовать повышению качества аудиторских услуг.
 
30 ноября 2015 года
Соавтор проекта
Генеральный директор АКП Маминой 
И.Л. Мамина
 

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна