Колонка руководителя

24 декабря 2014 г.

 

Комментарии Федерального закона № 403-ФЗ от 01.12.2014 г. о внесении изменений в закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

Друзья и коллеги!

 

Хочу обратить внимание на новый Федеральный закон № 403-ФЗ от 01.12.2014 г. (вступил в силу 02.12.2014 г.) о внесении изменений в закон «Об аудиторской деятельности». Минфин РФ подготовил разъяснения по 403-ФЗ от 03.12.2014 г. и разместил их на сайте – www.minfin.ru. Несколько моих комментариев к самым важным поправкам Закона об аудиторской деятельности.

 

1. Аудиторы переходят на МСА, ориентировочно с 2018 года. Значит, снова учимся!

 

2. Серьезно расширена сфера аудита. К аудиту, который вправе осуществлять исключительно аудиторские организации, дополнительно отнесены проверки в целях выражения мнения о достоверности:

- любой отчетности, предусмотренной федеральными законами или нормативно-правовыми актами, аналогичной по составу бухгалтерской (финансовой) отчетности, например, консолидированной финансовой отчетности;

- части бухгалтерской (финансовой) отчетности, например, одного отчета (формы), статьи, группы статей;

- любой иной финансовой информации, например, перспективной финансовой информации, налоговой отчетности, надзорной финансовой отчетности, др.

 

Выглядеть сейчас это будет следующим образом.


 

Возникает ряд вопросов. Скажем, аудиторы обязаны соблюдать многочисленные требования по документированию и подвергаться проверкам внешнего ВККР, в т.ч. РФН по названным договорам, что неизбежно приведет к удорожанию услуги. Другие консалтеры и аутсорсеры, конечно, освобождены от документирования и контроля, а значит их аналогичные услуги будут дешевле.

Кто будет контролировать специальную правоспособность  субъектов при оказании этих услуг, которые являются исключительно правом аудиторских организаций? Как будут наказывать ненадлежащих исполнителей и незнающих заказчиков? Судя по всему, пока никак.

Сомневаюсь также, что широкий круг заказчиков услуг по подтверждению любой финансовой информации будет осведомлен об изменениях в законодательстве – некоторые считают, что аудиторское законодательство интересно лишь самим аудиторам.

Поэтому пишу свои заметки и буду рассказывать о новых требованиях закона на своих программах и семинарах в Учебном Центре И.Маминой.

 

3. Аудиторское заключение можно признать заведомо ложным через суд. Среди истцов по такому оспариванию – собственники, которым адресовано аудиторское заключение, Росфиннадзор, Центральный Банк РФ, государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" и иные лица, установленные законом.

 

4. При выявлении фактов коррупции и иных нарушений законодательства РФ, либо риске их возникновения, аудиторы обязаны уведомить об этом руководство компании и его собственников. А если те в течение 90 дней не предоставили письменный ответ – как будут бороться с нарушениями, аудитор обязан «проинформировать уполномоченные государственные органы».

 

5. С 1 января 2017 г. в России будет не 5 саморегулируемых организаций аудиторов, а одна (максимум - две), т.к. количество обязательных членов повысили более чем в 14 раз! (с 700 до 10 000). Значит, всем аудиторам придется заново платить вступительные, компенсационные и другие взносы, собирать документы и многочисленные справки о перевступлении в СРО, в общем, заниматься беготней уже во второй (а членам закрытой ранее Гильдии аудиторов – уже в 3 раз!).

 

Удачи нам всем и с Новым 2015 годом!

 

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна